la_vie_de_lune (la_vie_de_lune) wrote,
la_vie_de_lune
la_vie_de_lune

Category:

Гей да тройка



Гей да тройка,
Снег пушистый,
Ночь морозная кругом.
Светит месяц серебристый,
Мчится парочка вдвоем... ©


При нынешних погодах  неплохо бы на гужевой транспорт пересесть. Ничего, кроме приятности.
Нет, общественный транспорт пусть себе ходит... :)

Москва. Извозчик у Погодинской избы. Фото 1900-1910 гг.

К середине XVII в. Москва разрослась настолько, что стали потихоньку появляться и легковые извозчики. Но было их немного — на 1645 г. из 2 тыс. московских извозчиков на легковых едва приходилась сотня. Дела с индивидуальным наемным транспортом поправились только спустя почти 80 лет, когда город обрел более-менее правильную планировку и мостовые.

Москва. Снимок 1904 года
Нравы московских извозчиков со времен польского нашествия не изменились ни капельки. Острые на язык и обладающие почти боксерской реакцией, они могли так припечатать скупого провинциала или даже развязного москвича, что тот был вынужден спасаться с извозчичьей биржи на Театральной площади бегством под хохот и улюлюканье: «Везу куда хошь — положь мне серебряну полтину, вокруг тумбы прокачу тебя, скотину!» При этом оправдывались перед штрафовавшими их за брань городовыми «фараонами» и околоточными — «околодырями»: «Нам без ругани на морозе нельзя, ругань у нас заместо покурить». Правда, это касается в основном лихачей, постоянно проживающих и промышляющих извозом в Москве. Таких было немного — в 1849 г. из 12 тыс. извозчиков только 3 тыс. записались лихачами, «троечниками» и «колясочниками». Остальные легковые извозчики назывались «ваньками» — с плохим выездом, в драных тулупах, на ледащих клячах… Эти деревенские бомбилы осаждали Москву, вызывая ненависть профессионалов сбиванием цен. Там, где лихач брал «синенькую»(5 руб.), «ванька» мог довезти за четвертак и даже двугривенный. Своего промысла «ваньки» не имели, работали на хозяина и были в отличие от лихачей довольно смирными. Но относительную сговорчивость они искупали оглушительным пьянством.



Москва. Снимок сделан между 1900 и 1910 годами
Извозчики проходили и своего рода технический осмотр в полиции. На кафтан, на шляпы, на экипажах ставились пломбы.
Существовало несколько видов извозчиков:
«Ванька» - бытовое название городского извозчика–сезонщика из крестьян, самого дешевого, с плохими санями, плохой лошадью и сбруей. «Ванька» не ожидал седока на бирже, а ездил в поисках их по улицам. Ездили в основном зимой (летом реже). Брал дешево – за 15-20 коп. вез пару седоков через всю Москву. Летом ездил в калибере, зимой – в санях.
«Лихач» - извозчик, наемный, дорогой, на резвых лошадях с хорошей упряжью и в щегольском экипаже. Он отличался быстрой неосторожной ездой, богатыми людьми иногда нанимался на определенный срок в указанную часть дня, стоял около лучших гостиниц, на площадях и около трактиров.
«Голубчик» (или резвый) - постоянный, профессиональный извозчик, имел специальную форменную одежду – волан: суконная синяя поддевка до пят, с высокой талией и множеством складок сзади, на спине и ниже талии толсто подбитая ватой, застегивавшаяся налево, подпоясанная кушаком. На голове – летом ямская шляпа в виде невысокого цилиндра из фетра или велюра, обшитая кожей, с узкими загнутыми полями, широкой черной лентой с большой металлической пряжкой спереди, зимой – шапка суконная с четырехугольным верхом. На воротник вешался жестяной номер. Зимой он выезжал на городских санях, летом – на пролетке с поднимающимся верхом. Стоял в определенном месте – на извозчичьей бирже. Стоил от 20 копеек до 1 рубля.




Снимок сделан у Курского вокзала в 1903 году


Униформа для всех легковых извозчиков еще в XVIII в. была установлена примерно одинаковая: объемистый кафтан, наборный пояс, зимой — поярковая шапка (из шерсти молодой овцы), летом — цилиндр. Но лихачи любили франтить — шапки носили бобровые, кафтан с выпушками из лисьего меха, а на задний валик кафтана для удобства господ пассажиров навешивали часы и пепельницы. Таких ребят называли «голуби со звоном» — под дугой их экипажа всегда висел колокольчик, и почти каждый из них страстно увлекался почтовыми или декоративными голубями. Классическое выражение «Эх, залетные!» пошло от привычного обращения лихачей к своим коням, как к голубям. Особенно франтили лихачи, возящие пассажиров в «эгоистках» — одноместных экипажах.

Москва. Снимок 1907-1910 гг.
Но ко второй трети XX в. время извозчиков почти прошло. Если еще в 1925 г. по просьбе почти 5 тыс. московских лихачей и ломовиков с Чистопрудного бульвара убрали памятник Бакунину, от которого по причине его чрезвычайного уродства шарахались даже полуслепые лошади, то к 1939 г. извозчиков в столице осталось всего 57. Из них 56 были ломовики, уверенные в том, что еще могут тягаться с полуторными грузовиками. Последний же лихач-колясочник, Михаил Михайлович Уткин, держался дольше прочих. Именно о нем, уже не извозчике, а о «водителе кобылы», так ностальгически-трогательно пел Утесов: «Ну, подружка верная, тпру, старушка древняя, стань, Маруська, в стороне…»


Источник 1, 2

Борис Кустодиев.  Извозчики

Не знаю, смотрели ли вы фильм, страшно сказать какого года, «Анна на шее» ?
Он очень хорош , всем :)








Tags: music, Москва, живопись, история, моя страна
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments